МРПЗ - Московский Ремонтно-Подшипниковый Завод.
по документам год создания 1934.
Завод несколько раз переезжал с мета на место. Пока первоначально историческое место найти не удалось. Из истории завода (из объяснительной записки к годовому отчету за 1938 год):
- МРПЗ расположен в помещении бывшей кустарной мастерской на площади 966 м2, вспомогательные бытовые помещения отсутствуют.
Осенью 1938 года завод был поставлен перед фактом немедленного освобождения арендуемой территории, которая отводилась под строительство школы. Заводу была отведена новая территория, которую он начал осваивать со второй половины декабря 1938 года.
В отчете за 1940 год указан адрес: Москва, Б Марьинская, дом 43., число рабочих 125 человек.
А в 1946 году - Средний переулок, дом 18а
Во время войны завод, кроме основной деятельности по ремонту и восстановлению подшипников, занимался выпуском военной продукции. В документах нигде явно не указывалось что за продукция, писалось просто "изделие №7" и т.д.
28 мая 1945 года по заводу выходит приказ номер 56:
- В связи с проишедшими изменениями по производственной программе завода (снятие с 1/VI заказа №4) и в соответствии с указаниями и приказами треста "Союзремонтподшипник" обязывающие завод за счет освобождающихся мощностей [...] организовать выпуск ширпотреба.
Начиная с июня месяца обеспечить выпуск заводом изделий ширпотреба по следующей номенклатуре:
пуговицы, косячки, отвертки, вилы, ножницы и парикмахерские бритвы.
Началась работа по созданию цеха товаров широкого потребления.
Для производства бритв необходим пресс и, в июле месяце, отправляют человека в Павлово Горьковской обл. для получения пружинного молота "Аякс". Точно такой же пружинный молот "Аякс" стоял и на СТИЗе. Так что, вероятнее всего, этот молот МРПЗ получил в Ваче на заводе "ТРУД"
1 сентября 1945 года цех был организован, проведена подготовка по налаживанию производства бритв, за что были получены премии.
К сожалению годовой отчет за 1945 год отсутствует. А согласно отчету за 1946 год, бритв в 1945 выпущено не было, стоит прочерк.
А в 1946 году бритвы выпускались только в:
- апреле - 1600 штук
мае - 300 штук
июле - 2100 штук.
итого 4000 штук.
17 февраля 1946 года НКСМ - Народный комиссариат среднего машиностроения СССР преобразован в Наркомат автомобильной промышленности, который 15 марта 1946 года преобразован в одноимённое министерство.
А как видим из документов отчетные бритвы, т.е. официально попавшие в отчет, стали выпускаться только в апреле 46 года, то есть НКСМ уже не существовало!
Так что, бритва
НКСМ МРПЗ была выпущена, в опытных сериях с 1 сентября 1945 года по февраль 1946 года.
Дальше, официальных 4000 штук должны быть с другим клеймом, одобренным уже министерством автомобильной промышленности.
Как видно из документа, в июле месяце производство всей продукции остановилось. Завод расформировали, все станки распределили и отправили по разным РПЗ страны.
Кому-то достался и молот Аякс....
а в 1947 году завод возродили вновь, но на другой территории и с другими станками.