Страница 1 из 1

Московский Ремонтно-Подшипниковый Завод. НКСМ

Добавлено: 06.07.11, 12:12
майор 126
По случаю приобрёл бритву,а вот клеймо поставило меня в тупик,что то найти не могу производителя.
Если кто в курсе подскажите пожалуйста.

Re: помогите определить производителя.

Добавлено: 06.07.11, 23:29
майор 126
фотограф из меня плох,но клеймо только одно.

Re: помогите определить производителя.

Добавлено: 06.07.11, 23:40
OCTOPUSX
т.е с другой стороны ничего нет.... :( ...
м да....вопрос

Re: помогите определить производителя.

Добавлено: 07.07.11, 14:24
майор 126
Нет там скорее НКОМ,тода уж народный комисариат,а дальше фантазии на хватает.

Добавлено спустя 6 минут 16 секунд:
ан нет вот нашел. Маркировкой "НКОМ..." клеймились механизмы 2-го часового завода,а вот дальше что то никак.

Добавлено спустя 7 минут 47 секунд:
фото нашел часов.

Добавлено спустя 4 минуты 17 секунд:
народный коммисариат общего машиностроения

Re: помогите определить производителя.

Добавлено: 07.07.11, 14:45
unsui
Да, с МРПЗ тяжеловато...
В советское время был МПЗ- Московский Прожекторный Завод...
А сейчас есть МРПЗ, но это Миасский РыбоПерерабатывющий Завод.. :D

помогите определить производителя.

Добавлено: 07.07.11, 20:59
Олег Бритва

НКСМ МРПЗ

Добавлено: 29.05.19, 16:39
anton
МРПЗ - Московский Ремонтно-Подшипниковый Завод.
по документам год создания 1934.

Завод несколько раз переезжал с мета на место. Пока первоначально историческое место найти не удалось. Из истории завода (из объяснительной записки к годовому отчету за 1938 год):
  • МРПЗ расположен в помещении бывшей кустарной мастерской на площади 966 м2, вспомогательные бытовые помещения отсутствуют.
    Осенью 1938 года завод был поставлен перед фактом немедленного освобождения арендуемой территории, которая отводилась под строительство школы. Заводу была отведена новая территория, которую он начал осваивать со второй половины декабря 1938 года.
В отчете за 1940 год указан адрес: Москва, Б Марьинская, дом 43., число рабочих 125 человек.
А в 1946 году - Средний переулок, дом 18а
Spoiler
Show
1938.jpg
1940.jpg
1947.jpg
Во время войны завод, кроме основной деятельности по ремонту и восстановлению подшипников, занимался выпуском военной продукции. В документах нигде явно не указывалось что за продукция, писалось просто "изделие №7" и т.д.

28 мая 1945 года по заводу выходит приказ номер 56:
  • В связи с проишедшими изменениями по производственной программе завода (снятие с 1/VI заказа №4) и в соответствии с указаниями и приказами треста "Союзремонтподшипник" обязывающие завод за счет освобождающихся мощностей [...] организовать выпуск ширпотреба.
    Начиная с июня месяца обеспечить выпуск заводом изделий ширпотреба по следующей номенклатуре:
    пуговицы, косячки, отвертки, вилы, ножницы и парикмахерские бритвы.
Spoiler
Show
приказ1945.jpg
Началась работа по созданию цеха товаров широкого потребления.
Для производства бритв необходим пресс и, в июле месяце, отправляют человека в Павлово Горьковской обл. для получения пружинного молота "Аякс". Точно такой же пружинный молот "Аякс" стоял и на СТИЗе. Так что, вероятнее всего, этот молот МРПЗ получил в Ваче на заводе "ТРУД"
1 сентября 1945 года цех был организован, проведена подготовка по налаживанию производства бритв, за что были получены премии.
Spoiler
Show
павлово1945.jpg
цех.jpg
оборудование.jpg
К сожалению годовой отчет за 1945 год отсутствует. А согласно отчету за 1946 год, бритв в 1945 выпущено не было, стоит прочерк.
бритвы1946_2.jpg
Spoiler
Show
бритвы1946.jpg
А в 1946 году бритвы выпускались только в:
  • апреле - 1600 штук
    мае - 300 штук
    июле - 2100 штук.
итого 4000 штук.

17 февраля 1946 года НКСМ - Народный комиссариат среднего машиностроения СССР преобразован в Наркомат автомобильной промышленности, который 15 марта 1946 года преобразован в одноимённое министерство.

А как видим из документов отчетные бритвы, т.е. официально попавшие в отчет, стали выпускаться только в апреле 46 года, то есть НКСМ уже не существовало!
Так что, бритва НКСМ МРПЗ была выпущена, в опытных сериях с 1 сентября 1945 года по февраль 1946 года.
Дальше, официальных 4000 штук должны быть с другим клеймом, одобренным уже министерством автомобильной промышленности.
Spoiler
Show
Как видно из документа, в июле месяце производство всей продукции остановилось. Завод расформировали, все станки распределили и отправили по разным РПЗ страны.
Кому-то достался и молот Аякс....
DSCF1102.JPG
а в 1947 году завод возродили вновь, но на другой территории и с другими станками.

НКСМ МРПЗ

Добавлено: 03.06.19, 12:39
anton
Еще немного истории
газета Вечерняя Москва, 26 сентября 1945 года.
1945.jpg
Цех организовали, премию получили, наверх отрапортовали. Тут же появилась заметка в газете о заводских успехах. Однако, в 1945 году, официально, бритв не выпускалось, ножниц тоже. Фактически, было налажено только производство отверток и косячков для сапог.

Московский Ремонтно-Подшипниковый Завод. НКСМ

Добавлено: 13.08.19, 0:43
anton
В конце 1945 завод аж два раза попал в газетные заметки.
из Вечёрки от 2 ноября мы узнаем, что бритвы делались из отходов высококачественной стали - старых колец подшипников. Изготовлены первые образцы бритв.
Безымянный.jpg

Московский Ремонтно-Подшипниковый Завод. НКСМ

Добавлено: 13.08.19, 15:10
im-g
Лет 20-ть назад исправлял такую бритву, камни у меня тогда ещё простенькие были. Запарился.

Московский Ремонтно-Подшипниковый Завод. НКСМ

Добавлено: 30.12.21, 15:14
wren
Удалось впервые прикоснуться и немного взбодрить вот такой экземплярчик. :)
Вот оправа как то сильно напоминает Вачские бритвы 40-х годов.

Московский Ремонтно-Подшипниковый Завод. НКСМ

Добавлено: 31.12.21, 13:43
Karangi
wren,
Вот это Раритет!!!
Чистейший музейный экземпляр!!!!!!