Цены:


 



Все жители Российской Федерации имеют возможность заказать у нас товары наложенным платежом или экспресс-доставкой. Хотите задать вопрос или сделать заказ?

Пишите нам
BRITVA.ru в соц.сетях
 



Статьи История

Как бритва

Автор: Герчиков А.Б.

    Бритва — это прежде всего тончайшее острие. Изготовить его трудно, но еще труднее долго сохранять заточку, поскольку нагрузка на лезвие при бритье немалая. Прикинем: на лице у среднестатистического мужчины на каждом квадратном сантиметре кожи растет примерно 100 волосков (у блондинов чуть больше, у рыжеволосых поменьше), средняя толщина волоса около 0,1 мм, площадь лица приблизительно 250 см2. Получается, что обычное двукратное бритье равносильно разрезанию стержня из твердого рогового вещества толщиною в два сантиметра...

    Конечно, хорошая бритва с такой работой справляется. Но стоит ей чуть притупиться, как усилие резания возрастает, волос отклоняется и срез получается косой. Значит, больше становится площадь, а это в свою очередь увеличивает нагрузку на лезвие. Затупление прогрессирует в ускоряющемся темпе до тех пор, пока бритва не перестанет брить вовсе.

    Механизм резания бритвы таков: возникающее на острие громадное давление разрушает волос. Одновременно боковые наклонные грани расклинивают и растягивают волос до полного разделения. Таким образом, при бритье возникают три силы: сжатия режущей кромкой, внедрения клина и, естественно, трения.

    Чем тоньше лезвие и меньше угол заточки, тем вроде бы лучше, но сверхтонкое лезвие непрочно. Требуется оптимальное соотношение размеров режущей кромки, чтобы бритва резала хорошо и долго. Это соотношение ищут не первую сотню лет...

Бритва и технический прогресс

    В каменном веке бритье, надо полагать, было мучительным и долгим: осколок камня или раковины не столько бреет, сколько скоблит. Вероятно, первые бритвы, как и другие острые инструменты, были кремневыми. Но кромки кремневых пластин для бритья слишком грубы. Гораздо лучше обсидиан, вулканическое стекло: хотя он и менее прочен, зато на сколе у него тонкое острие. Для обсидиана характерен особый раковистый излом — отбитые от камня осколки имеют вид чешуек с выпуклым тонким краем. Выпуклое острие оказалось удобным для бритья. Использовали и осколки двустворчатых раковин, тоже с выпуклой кромкой. Так уже в начале своей эволюции бритва обособилась от остальных режущих инструментов.

    Позже, в Египте и Греции, наряду с каменными бритвами применяли также бронзовые, с дугообразной режущей кромкой. А бритвы с прямым лезвием появились в Древнем Риме, на рубеже нашей эры. Их делали в виде прямого клинка с закругленным концом и хвостовиком, на который насаживалась рукоятка. Клинок из прокованных полос мягкого и твердого железа закаливали и затачивали на брусках из песчаника, а затем правили острие на толстой коже. Наружные слои из мягкого железа придавали клинку упругость и гибкость, твердые слои — остроту. Долгое время считалось, что клинок из такой стали способен самозатачиваться при работе. Но это мнение ошибочно: твердый слой слишком толст по сравнению с острием, а сделать его тоньше ручной ковкой невозможно.

    Почти шестнадцать столетий римская прямая бритва властвовала безраздельно. Конечно, клинки стали несравненно лучше. Во многих странах Европы и Азии научились делать отличную сварочную сталь, европейцы познакомились с булатом индийских и персидских мастеров, появились такие центры по выделке железа, как Толедо и Дамаск. Ковка, закалка, заточка клинков достигли совершенства — и это, разумеется, отразилось на выделке бритв.

    Лишь в XVII веке получили распространение складные бритвы, почти такие же, как и нынешние клинковые (или, как их еще называют, опасные). Век спустя сварочную сталь вытеснила литая, и бритвы начали делать ковкой и штамповкой. А лет сто назад металлурги освоили прокатку тонколистовой стали, и тогда были изобретены лезвия, получившие название безопасных. Американская фирма «Жиллет» запатентовала и форму лезвия, и конструкцию держателя, монополизировав все бритвенное производство (лицензий фирма не продавала). Однако сейчас во многих странах есть самостоятельные бритвенные производства. Это пошло бритве на пользу: усилия многих исследователей позволили ей стать более стойкой и удобной.

Острое острие

    Это совсем не то же, что «масло масляное». Попадаются иногда такие острия, что бритье с ними — одно мученье.

    Кузнец Виланд, герой древнегерманской саги, проверял остроту своего меча так: пускал по течению ручья перо и ставил на его пути клинок; если перо разрезалось — все в порядке. Оружейники Востока подбрасывали волос и рубили его саблей, а средневековый цирюльник лихо срезал волоски на тыльной стороне запястья, не касаясь бритвой кожи.

    В наше время, когда лезвия выпускают миллиардами, из самых что ни на есть современных материалов, способ проверки острия почти не изменился. Вот выписка из технологической карты: «Качество заточки лезвия определяется разрезанием волоса, закрепленного одним концом на расстоянии не менее 10 мм от места закрепления». И в столе контрольного мастера лежит прядка белокурых волос...

    В общем, последние две тысячи лет остроту лезвия определяют экспериментально. Но не всегда разрезая что-либо. Есть и проверка на глаз.

    Разрешающая способность человеческого глаза около 5 мкм (0,005 мм). Это значит, что можно заметить лишь объект размером более 5 мкм, например тонкую линию или пучок света. Кромка хорошо заточенного лезвия глазу не видна. Если же появляются светлые блики и полоски, то значит либо заточка плохая, либо на лезвии есть сколы или другие дефекты.

    Геометрии режущей кромки посвящено много исследований. Показателем остроты принято считать диаметр окружности, вписанной в профиль острия. Но это допущение очень приблизительно: при большом увеличении острие совсем не похоже на гладкую поверхность.

    Если исследовать лезвие с помощью растрового электронного микроскопа, позволяющего рассматривать объект со сложным микрорельефом, то оказывается, что режущая кромка состоит из двух параллельных рядов пилообразных зубчиков со впадиной между ними. Такая форма — результат заточки абразивным инструментом.

    В микрообъемах все материалы ведут себя непривычным образом. Например, стекло, закаленная сталь и даже алмаз становятся пластичными и вязкими. В нашем случае твердая сталь течет под зернами абразива, словно воск, и наволакивается на кромку. А так как лезвие затачивается с двух сторон, то на кромку наползают два пилообразных заусенца. Когда лезвие правят (скажем, на ремне) заусенцы выравниваются и приглаживаются, оставшиеся частички металла и завернувшиеся зубчики, так называемая сыпь, осыпаются. Но при бритье зубчики вновь отгибаются, разупорядочиваются; значит, необходима новая правка.

    Некоторые стали изменяют со временем свой фазовый состав, стареют. Это также может вызвать разгибание зубчиков, возвращение их на прежнее место. Загадочные случаи самозаточки бритв, которые пытаются связать с какими-то фантастическими силами, вполне могут быть объяснены хорошо известными процессами, наподобие старения металла. Разумеется, самозатачивание возможно только в микрообъемах, а если у бритвы выкрошился кусок лезвия, то пиши пропало...

    В зависимости от того, как бритва тупится, различают жесткие и мягкие лезвия. Твердость жесткого лезвия выше, а острота обычно меньше. Мягкое же лезвие можно сделать с более тонким острием (эксперименты с рассечением волоса лучше удаются с мягкой бритвой). Промышленная технология рассчитана обычно на золотую середину. Однако в парикмахерском деле и жесткая и мягкая бритвы имеют свое применение; одно из проверенных веками правил гласит: для жестких волос — мягкая бритва, для мягких волос — жесткая.

Клинковая, она же опасная

    Бритье клинковой бритвой требует навыка. Самое сложное — подготовить бритву к работе.

    Лет сорок тому назад в большом ходу были отечественные бритвы — «Двухзаковная» с глубокой выточкой, легкая в правке, и жесткая «Экстра», требующая длительной точки. Пользовались успехом шведская «Энгстром», немецкая «Близнецы» (Вероятно, имеется ввиду ZWILLING J.A. HENCKELS. - прим.ред.), английская «Пирсон», а также одна из лучших в мире бритва «Шеффилд» (Странное представление о мировом производстве бритв того времени. - прим.ред.), с необычайно гибким лезвием, очень стойкая, но неудобная для правки. Тогда в мире выпускали клинки 14 типов — толстые и тонкие, широкие и узкие, с глубокими и мелкими выточками, с прямыми, срезанными, полукруглыми головками...

    Клинковая бритва, в отличие от безопасной, служит много лет, но она требует многократной переточки на тонкозернистых абразивных брусках и правки на ремнях, кожаных или брезентовых. А это дело тонкое и долгое. Все мы ценим ручную работу, но всегда ли хотим ею заниматься?

    Безопасные лезвия повсеместно вытесняют клинки. Даже самые стойкие приверженцы складной бритвы — парикмахеры-профессионалы пользуются устройством, в котором закреплено лезвие безопасной бритвы. Во многих странах промышленное производство клинковых бритв вовсе прекращено; у нас их выпускает только один завод. Делают клинки из высокоуглеродистой хромистой стали, но не только от состава зависит качество. Два особых требования — мелкозернистость и равномерность распределения карбидов. А все технологические операции организованы так, чтобы не ухудшить исходную структуру.

    Из круглых прутков штампуют заготовки клинков, причем нагревают их до минимальной ковочной температуры, чтобы не допустить роста зерна. Заготовки отжигают, обрезают по контуру и правят. Клинок вчерне готов. Его нагревают в ванне с расплавленной солью (это быстрее, чем в печи, и нет окисления), закаливают в горячем минеральном масле и отпускают при 200° С. Так клинок получает высокую твердость и некоторую гибкость. Затем его шлифуют, полируют, приделывают к нему ручку и затачивают на плоском абразивном круге с очень мелким зерном. Полируют острие на круге с пастой, правят вручную на кожаных кругах.

    Самые лучшие опасные бритвы делают из сталей с повышенным содержанием хрома, с добавками вольфрама и ванадия. Такая сталь сложна в обработке, зато клинок получается почти как лезвие безопасной бритвы. И все же клинковая бритва, наверное, обречена (Как бы не так! - прим.ред.). Тот самый, единственный в стране завод уже готовит производство складных бритв, в которых блестящий острый клинок заменен держалкой для безопасной бритвы...

Условно безопасная

    Теперь о бритве, которую принято называть безопасной и которая, судя по всему, устоит и в эпоху электрических бритв.

    Лучшие советские бритвы марки «Восход» делают в огромном новом цехе Московского объединения «Мосточлегмаш». Производство полностью автоматизировано, в цехе — только наладчики и контролеры ОТК.

    Для лезвия берут тонкую, 0,1 мм, ленту из стали 6X13, содержащей 13% хрома. В этой стали лишь 0,6% углерода, поэтому лезвия получаются помягче, зато острие можно сделать более тонким. Что касается прочности, то ей способствует хром, атомы которого, внедряясь в кристаллические решетки железа и его карбида, делают их более твердыми. У хрома, растворенного в стали, есть еще одно свойство, очень важное для бритвы,— он снижает скорость фазовых превращений при термообработке, и закаленная лента не коробится. Наконец, хром делает сталь нержавеющей.

    Лента должна быть чистой и ровной, с отклонением по толщине не более 7 мкм, однородной по структуре и химическому составу. Такую ленту делают на заводе «Электросталь», однако еще недостаточно, поэтому материал покупают и за границей — в Англии, Швеции, Японии.

    На автоматических прессах в ленте вырубают перемычки и нагревают ее в печи с защитной атмосферой. Раскаленная лента, пройдя между охлаждаемыми водою плитами, закаливается, а окончательная закалка идет в холодильной камере с температурой минус 63° С.

    После термообработки ленту проверяют на коробление. Те участки, которые плохо прилегают к контрольной плоскости, тут же вырубают. Далее печатная машина многократно оттискивает на ленте слово «Восход». Затачивают ленту на кругах — с крупным, мелким и очень мелким абразивным зерном.

     В конце линии нож разрубает ленту, и она начинает новое существование — в виде тысяч лезвий.

    Острота лезвия после заточки 1 — 2 мкм, в несколько раз меньше, чем можно разглядеть. При ярком свете контрольной лампы пакет бритв представляется сплошной черной поверхностью, отчего операцию называют «контролем черного бархата».

    Если в пакете есть хоть одно лезвие с неправильной заточкой, со смятой или выщербленной режущей кромкой, то на сплошном черном фоне дефекты засверкают, как звезды на ночном небе.

    После заточки, само собой, следует правка на правочных головках из воловьей кожи. В конце линии лезвия вновь собирают в пакет и еще раз контролируют на черный бархат.

    После правки толщина кромки не превышает 1 мкм, и пакет бритв приходится освещать синей лампой, чтобы не мешали блики и дифракция.

    Осталось немногое: покрыть фторопластом режущие кромки. Бритье с фторопластом намного приятнее, так как, по сути, это твердая смазка, которая снижает трение режущей кромки о волос. Правда, начальный слой фторопласта слезает при первом же бритье, однако остается адгезионный слой толщиной в сотые доли микрона, который стирается постепенно. Такой бритвой можно пользоваться по меньшей мере 6—8 раз.

    Готовые лезвия заворачивают в обертку, собирают в пачки и в блоки — но эти операции тривиальны.

    Около миллиарда нержавеющих бритвенных лезвий ежегодно производят у нас в стране, и спрос на них непрерывно растет. Исход многолетней битвы между электробритвой и нержавеющим лезвием пока не ясен. Похоже на то, что безопасная бритва сумеет отвоевать частично утраченные ею позиции. Но для этого ей надо быть непременно острой — острой как бритва...

    У нас в стране нержавеющие лезвия делают два предприятия: упомянутое в статье объединение «Мосточлегмаш» и Ленинградское объединение «Спутник»; там, кроме бритвы «Ленинград», идентичной «Восходу», выпускают также бритву «Спутник». Ее отличие в том, что перед нанесением фторопласта кромку хромируют в вакуумной камере методом катодного напыления. Тонкий слой хрома повышает стойкость и твердость лезвия процентов на двадцать, благодаря чему бритвой можно бриться до десяти раз.

    Нет сомнений в том, что нержавеющие лезвия по стойкости и удобству заметно превосходят лезвия из углеродистой стали, наподобие «Невы», «Балтики» и даже знаменитых когда-то шведских бритв «Матадор». Отсюда повышенный спрос на «Восход», «Ленинград», «Спутник» и на примерно равные по качеству чехословацкие «Астра», польские «Полсильвер», английские «Руби» и т. п.

    Еще выше стойкость у платинированных лезвий, таких как голландские «Шик» и югославские «МЭМ». Покрытие острия платиной, во- первых, упрочняет кромку и, во-вторых, улучшает адсорбционную способность поверхности, что позволяет дольше удерживать полимерное покрытие, облегчающее бритье.

    Многие зарубежные фирмы поддерживают конкурентоспособность своих лезвий с помощью разнообразных новинок, которые часто носят сугубо рекламный характер. Здесь и использование сталей особых марок, и новые покрытия, и яркая упаковка.

    Но одна из новинок, надо полагать, уже в ближайшее время получит распространение. Ширина обычной безопасной бритвы с двумя режущими кромками — чуть больше 22 мм, а работает у нее только острие, которое занимает лишь 2% ширины полотна. Все остальное нужно для закрепления бритвы. Естественный этап эволюции бритвы — узкое, не более 6—7 мм, одностороннее полотно, наглухо встроенное в пластмассовую обойму. Такое лезвие изготовляют из ленты шириной около 7 мм, расходуя почти на 60% меньше металла.

    Стойкость лезвия зависит от правильного его использования. Имеют значение и конструкция бритвенного аппарата, так называемого станка, и состав мыльной пены, и даже температура воды. Но если нужно сохранить подольше режущую кромку, то самое первое условие — это постоянство угла резания, то есть угла, под которым режущая кромка наклонена к поверхности лица.

    Современное мягкое лезвие способно прирабатываться во время бритья — точно так же, как прирабатываются трущиеся пары в механизмах. Но известно, что замена или перестановка приработанных деталей вызывает резкое увеличение износа. То же происходит и при бритье: изменение угла резания нарушает приработку, ускоряет износ кромки. Это происходит, например, когда лезвие переставляют в аппарате, скажем, поворачивают его обратной стороной; когда изменяют затяжку винта в станках старой «жиллетовской» конструкции; наконец, когда бреются небрежно, наспех.

    Рекомендации просты и очевидны. Во-первых, установив лезвие, не снимайте его до полного использования и не изменяйте затяжку головки. Во-вторых, во время бритья следите за тем, чтобы гребенка и головка аппарата одновременно касались кожи. Правда, в тех конструкциях, где лезвие сделано нацело со сменной головкой, угол резания не изменяется, но и в этом случае бритье требует внимания...

    Горячая вода для бритья необходима. Она размягчает кожу и волосы, уменьшает усилие резания. А кроме того, способствует сохранению острия: при бритье на режущую кромку налипает сыпь, микроскопические частицы металла, оторвавшиеся от крохотных зубчиков на острие. При погружении бритвы в горячую воду частицы смываются, и лезвие затупляется медленнее.

    Использование обычного туалетного мыла не способствует ни качеству бритья, ни стойкости бритвы. А вот специальные пасты и кремы с повышенной щелочностью размягчают и частично разрушают наружный слой волоса, а значит, снижают усилие резания.

    Итак, уважаемые читатели, пользующиеся безопасной бритвой, будьте внимательны при бритье и не торопитесь, как следует грейте воду (лучше до кипения) и пользуйтесь только специальными мыльными составами. Тогда бритье будет для вас не просто необходимостью, но и удовольствием.


Оригинал статьи: Журнал "Химия и жизнь" №11, ноябрь 1982 г.

     
  Статья защищена авторскими правами. При использовании материалов статьи или полной перепечатке активная ссылка на сайт www.britva.ru обязательна.  
     

Наверх


.


Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru     

 
 
 
Мы производим ремонт опасных бритв любой сложности, за исключением сильных повреждений или окисления режущей кромки, а также восстановления логотипов.
Имя и логотип BRITVA.ru принадлежат зарегистрированной торговой марке napukmaxep®, являющейся собственностью торговой сети "Магазин для парикмахеров" и представляющей её в Интернет. Все права защищены.
 

© 2003–2024, BRITVA·RU
Privacy policy

Телефоны:
+7-495-347-9000
+7-495-393-5536 (доб.196)
+7-495-393-4377 (доб.196)

Supported by webdevgu.ru